21 авг. 2018 г.

АЙКИДО – различия в стилях и методах обучения

Основатель Айкидо – Морихэй Уешиба, создал Айкидо – как стиль, на основе Айкидзюцу и своего опыта в различных школах работы с оружием. Он говорил – сколько людей – столько и Айкидо. В результате, каждый из его выдающихся учеников – создал свой стиль Айкидо, на основе собственного понимания техник, принципов и методов обучения. Одни школы стали более известны, благодаря работе учеников, амбициям, финансовым возможностям, и полезным связям их руководителей с бизнесменами и политиками различных стран. Другие школы – не получили распространения по миру, и перестали существовать,  либо остались маленькими группами, семейного типа в самой Японии, или за её пределами. Что конечно не умаляет их достоинства, и ценности опыта, а скорее наоборот, лишает нас возможности изучения всех граней Айкидо.
В результате мы имеем такие известные школы: Айкикай, Йошинкан, КиАйкидо, ТомикиАйкидо, Йосейкан, ТакемусуАйки. Дальше мы рассмотрим их достоинства и недостатки – отдельно. Самая известная организация Айкикай – возглавляется последовательно одним из рода Морихэя Уешиба. Но это не школа или стиль, это объединение Мастеров различных школ Айкидо, у каждого свои требования к правильности исполнения техник и свои методы обучения.  Например, такие школы как КиАйкидо (СинСинТоицу Айкидо, Коичи Тохэя), и Такемусу Айки (Морихиро Сайто, сейчас возглавляет его сын)  — Вышли из организации Айкикай, в силу сложившихся разногласий между их руководителями и руководством Айкикай. И так о достоинствах организации, в первую очередь, это семья основателя Айкидо – Морихэя Уешиба, из уважения к основателю, нужно чтить и уважать его потомков, все, что они делают – направлено на развитие Айкидо. Объединение различных мастеров с их школами, амбициями, достоинствами и недостатками в одну большую организацию, как говорил основатель: Семью Айкидо, это реализация заветов Морихэя Уешиба.  Их же достоинства, большая организация, различия между школами – их же и недостаток. Чем больше семья, тем сложнее в ней поддерживать гармонию, в каждой семье случаются ссоры, посмотрите на Ваши семьи, на своих родных,  в основном всех их Вы любите, но периодически ругаетесь, или даже ненавидите, но это среди четырёх или шести, восьми человек, а как среди миллиона? Очень сложно. Различия в требованиях и методах обучения – порождают непонимание учеников, ведь они занимаются Айкидо, но приходя в другой зал для занятий, или на семинар к другому мастеру, всё нужно делать иначе (или очень многое), что порождает неуверенность, ведь я делал раньше правильно, и всё получалось, а теперь всё заново нужно учить. Чем больше инструкторов с низким уровнем подготовки и слабым пониманием, тем негативнее это сказывается на учениках и имидже организации. А как я раньше говорил, Айкикай – самая большая и распространённая в мире организация, и соответственно уровень у всех инструкторов разный. К сожалению не все инструктора понимают свою важность (не личные амбиции, с этим всё в порядке, даже слишком) а то, что они представляют семью основателя Айкидо, то есть его самого, и они должны быть ответственные перед ним, и требовательны к себе. И как следствие, отсутствие правильного понимания у учеников, начинающим всё интересно, и они начинают бегать по семинарам различных мастеров, что приводит к каше в голове и техниках.  Выбирать учителя себе нужно, но когда выбрал, нужно ему довериться полностью, и пока не сформируется правильное понимание и навыки – не следует браться за что-либо другое.  Почти в любом зале Айкикай, не смотря на различия, ученика будут учить расслабляться, и это при том, что он ещё и не напрягался.  Невозможно достичь расслабления, без предварительного напряжения, опять-таки низкая квалификация инструкторов – создаёт проблемы и вредит организации в целом.  К основателю Айкидо в додзё – был строгий отбор, принимали только учеников с опытом в боевых искусствах, с сильной волей, и доказавших своё намерение заниматься. Проще говоря,  приходили профессиональные дзюдоисты, допустим с 3-м даном, когда 5-й дан, был максимальным и нападали на Морихэя Уешиба, как это было с Годзо Шиода и Коичи Тохей, оба не поняли, как оказались на полу, и со смирением и желанием научиться просились в ученики.  И вот для таких подготовленных борцов и звучала рекомендация – расслабиться. И они в дальнейшем создали свои школы и развивали их по всему миру. А сейчас, приходит клиент, как в фитнесс клуб, платит деньги, и хочет, не напрягаясь – всех победить.  Он и так еле на ногах стоит, а ему – расслабьтесь! И целая лекция про «Ки», «Гармонию», и «Медитацию».  Сначала нужно пойти заниматься: боксом, борьбой, а потом можно и на Айкидо, если будет желание. Для тех же, кто ничем не занимался и пришёл на Айкидо, инструктор должен создать такие тяжёлые условия на тренировках, чтоб они закалили свой дух и тело, а только потом – Айкидо, и то не сразу.
Йошинкан Айкидо, в общем, не включаясь в различия между его школами, которые недавно образовались: Шинвакан (Кёичи Иноуэ), Реншинкай (Цутому Чида), Яманаши (Такафуми Такено, http://yoshinkan.org.ua/stories/Takeno_Takafumi , Йошинкан Рю (Цунео Андо), и давно: Йошокай (Кушида Такаши http://yoshinkan.org.ua/stories/Kushida_Takashi , СэйСэйкай (КеюкиТерада,  http://yoshinkan.org.ua/stories/Terada_Kiyoyuki , Айкидо (Тошиширо Обата, http://en.wikipedia.org/wiki/Toshishiro_Obata , Шудоканhttp://www.aikidoshudokan.com/ Необходимость в обучении полиции, задача которую перед Кушида и Иноуэ – поставил основатель: Годзо Шиода, вынудила их систематизировать методику обучения, ввести единообразие техник, и в результате их усилий мы имеем школу Йошинкан, с хорошей методикой, и подготовкой её учеников. Организация сама по себе не очень большая, соответственно требования к подготовке выше, и квалификация инструкторов, тоже (в процентном соотношении).  Недостатки: методика, рассчитанная на тренировку 100 – 300 человек, делай «раз» – делай «два», при длительном использовании в малых группах – тормозит прогресс учеников в Айкидо. Условно можно определить, что с учениками уровня 2 – 1 кю, нужно больше начинать уделять внимания, скорости и плавности исполнения техник (т.е. без разделения), а с чёрными поясами – работать в Джиу Ваза (свободное исполнение базовых техник и их вариаций). Сама по себе школа Йошинкан, была создана при жизни основателя Айкидо, как самостоятельная организация, работала параллельно с Айкикай, никогда в неё не входила, и продолжает самостоятельно функционировать. Но всегда сохраняла в определённой степени – отношения с Айкикай.  Фактически нет никакой разницы между работой мастеров высокого уровня в Йошинкан и Айкикай, различия видны только среди начинающих, так как в обучении используются разные методические принципы.  В итоге мы видим, что достоинство школы: сильная физическая и техническая подготовка, методическая способность обучать большие группы полицейских, соответственно влияют на недостатки. Это,  меньшее количество занимающихся, и популярность в мире, некоторая угловатость в исполнении техник среди начинающих, ограниченный набор техник (всего 150), мало внимания уделяется работе с оружием, и на развитие «Ки»,  в отличие от других школ.
КиАйкидо (СинСинТоицу Айкидо) —  школа, созданная Коичи Тохеем, после его выхода из Айкикай, здесь также не будут рассмотрены те самостоятельные школы, которые вышли из под руководства Коичи Тохея в последующем.  Основной акцент в методике обучения делается на развитие энергии «Ки», упражнениях на концентрацию,  дыхание, «Мисоги» — практики очищения.  Мягкость и плавность исполнения техник характеризуют  эту школу. Как и в Айкикай, достаточно работы с оружием. Акцент на развитие силы «Ки», что является сильной стороной этой школы, — негативно сказывается на качестве исполнения приёмов начинающими учениками, но единообразие в методиках обучения – положительно характеризует эту школу, в отличие от Айкикай. А в целом – недостатки те же, что и в Айкикай.

Томики Айкидо – Школа, создання Кендзи Томики при институте Дзюдо «Кодокан», учеником Дзигаро Кано  (основатель Дзюдо), который по его направлению проходил обучение в качестве личного ученика (учи деши) у основателя Айкидо – Морихэя Уешиба. Первая самостоятельная школа, где были введены соревнования, что привело к возникновению разногласий между М. Уешиба и К. Томики. Школа характеризуется единой методикой обучения, много работы с оружием, в частности ножом, хорошая физическая и техническая подготовка, широкий арсенал приёмов, и как следствие – малое распространение в мире и популярность.

Йосейкан Айкидо (сейчас Йосейкан Будо) – основатель Минору Мочизуки, синтез всего боевого опыта основателя этой школы в Айкидо, различных школах Дзю Дзюцу (некоторые уже исчезли), Дзюдо (он тоже ученик Дзигаро Кано), Каратэдо, и школ работы с оружием самураев. Центр школы во Франции, где сын основателя продолжает его дело, так же проводятся соревнования и свободные поединки. Мало распространена по миру, очень большой и разносторонний арсенал технических приёмов, сейчас полностью соответствует своему современному названию: школа Будо Йосейкан.

Такемусу Айки (входит в Айкикай) – основатель Морихиро Сайто, сейчас его сынХитохиро Сайто возглавляет самостоятельную организацию Ивама Рю Айкидо. Основной упор делается на работу с оружием с самого начала обучения, и послевоенные (после 1945г) варианты технических приёмов айкидо. В целом сформированная школа, с хорошей методологией обучения, но не сильно известная и распространённая в мире. Особенно после разделения, когда сын основателя вышел из Айкикай, и создал самостоятельное направление. Считается, что только в этой школе можно изучить полностью работу с оружием в айкидо.
И в заключении, каждая из вышеперечисленных школ имеет свою методику, свои плюсы и минусы. Но в целом, если не делить Айкидо на школы созданные учениками основателя Айкидо, Морихэя Уешиба, а воспринимать их как грани единого Айкидо, то следует всем последовать совету основателя, и объединиться вокруг семьи Уешиба, не потеряв своей индивидуальности.  А продолжать дело основателя, обмениваться опытом и знаниями на пути самосовершенствования. Этот путь «ДО» — один для всех «АЙКИ»! Методы, и способы – могут отличаться, в зависимости от школы «РЮ», или стиля, но цель у всех – одна. Если сравнить с Университетом, то специализация университета – Айкидо, а факультеты, это школы: Йошинкай, ТакемусуАйки, КиАйкидо, и т.д. Айкидо – не имеет границ, не нужно себя ограничивать рамками только одного стиля, или чего либо другого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий